Понедельник, 28.05.2018, 00:17

МБДОУ Выездновский детский сад №1

Меню сайта
Архив записей
Календарь
«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Влияние родительских установок на развитие детей

Влияние родительских установок на развитие детей

Личность дошкольника формируется в семье. Важным фактором для эмоционального развития ребенка являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. Также огромное значение имеют неосознаваемые психологические установки родителей к себе, к другим людям и к жизни в целом. Психологические установки - это какие-то мысли, короткие словесные правила, которые определяют отношение взрослых к себе, к жизни и к другим людям. Например, «я должен всегда все контролировать», или «я все всегда делаю сам», или «жизнь – очень трудная штука» и т.п. Родителям важно понять, что их жизненные установки также влияют на личностное развитие ребенка, формируют уже его правила и установки, потому что родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: очень часто слова детей начинаются с «Мама сказала… », «Папа велел».

Поэтому родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам их поступков и избегать фраз, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка в виде установок, что сделает его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Такие установки возникают повседневно. Некоторые случайны, слабые, другие же могут быть постоянными и сильными, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены ребенком, тем их действие сильнее. И один раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Например, страх выступать перед большим количеством людей также вызывается какими-то установками, например, «я стеснительная», или «У меня ничего не получится», практически всегда эти установки усвоены с детства. Оружием против негативной установки может быть контрустановка, главное ее постоянно подкреплять положительными фразами со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «ничего у тебя не получается!».Но победит только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальности (например в рисовании, лепке, пении и т. д.).

Различные сказки, пословицы, народные изречения, басни – это пример положительных исторически сложившихся установок, которые передаются из поколения в поколение. Например: «дети – цветы жизни», «семь раз отмерь - один раз отрежь», басни Крылова, пустая бочка гремит громче и т.п. через сказки и пословицы ребенок получает определенные установки, которые потом может использовать в жизни.

Слова взрослых, которые формируют негативные установки у ребенка по отношению к себе и к окружающим:

«Противная девчонка, все они капризули! »(мальчику о девочке); «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике); «Неряха, грязнуля!»; «Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку… »; «Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь»; «Уйди с глаз моих, встань в угол!»; «Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и будешь то-о-ол-стая!»; «Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»; «Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»; «Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших! »; «Всегда ты не вовремя, подожди… »; «Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!».

Такие реплики в адрес ребенка могут формировать:

  • сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи;

  • низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями;

  • скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность;

  • нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола;

  • недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм;

  • проблемы с излишнем весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя; И т.п.

А эти фразы формируют у ребенка положительные качества и установки, их можно использовать как контрустановки:

  • «Будь собой, у каждого в жизни есть друзья! »

  • «Счастье мое, радость моя! »

  • «Поплачь, будет легче… »

  • «Молодец, что делишься с другими! »

  • «А ты как думаешь?»

  • «На свете много добрых людей, готовых тебе помочь… »

  • «Смелее, ты все можешь сам!».

  • «Давай я тебе помогу! »

  • «Держи себя в руках, уважай людей! ».

Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Подумайте, как часто вы говорите детям?

  • - Я сейчас занят (а)…

  • - Посмотри, что ты натворил!

  • - Это надо делать не так…

  • - Неправильно!

  • - Когда же ты научишься?

  • - Сколько раз я тебе говорила.

  • - Нет! Я не могу!

  • - Ты сведешь меня с ума!

  • - Что бы ты без меня делал!

  • - Вечно ты во все лезешь!

  • - Уйди от меня!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А вот эти слова ласкают душу ребенка:

  • - Ты самый любимый!

  • - Ты очень многое можешь!

  • - Спасибо!

  • - Что бы мы без тебя делали!

  • - Иди ко мне!

  • - Садись с нами.

  • - Я помогу тебе…

  • - Я радуюсь твоим успехам!

  • - Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость.

  • - Расскажи мне, что с тобой…

Если у ребенка постоянно вызывать чувства вины и стыда, то они никак не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам же ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.