Пятница, 13.12.2019, 11:54

МБДОУ Выездновский детский сад №1

Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие творческих способностей дошкольников

 

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности как результат успешного взаимодействия педагогов детского сада.

Усанова Е.С., старший

воспитатель МБДОУ Выездновского

детского сада №1

Аннотация: в статье раскрывается опыт развития творческих способностей дошкольников как результат взаимодействия всех участников образовательного процесса в детском саду: детей, воспитателей, родителей, учителя-логопеда, старшего воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя.

Ключевые слова: взаимодействие, художественно-творческие способности, арт-терапевтическая работа.

Эффективность работы по области «художественно-эстетическое развитие» во многом определяется тесным сотрудничеством и систематизацией работы по данному направлению всех специалистов ДОУ: воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, старшего воспитателя.

Воспитатели используют в работе с детьми различные методы, приемы и техники рисования: рисование пальчиками, с помощью ватных палочек, ватных дисков, использовали трубочки для коктейля, зубные щетки, жесткие кисточки для клея и т.д. В этом плане очень важно развитие мелкой моторики рук дошкольников. Пальчиковая гимнастика в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка применяется ежедневно.

Важную роль в развитии художественно-творческих способностей дошкольников играет учитель-логопед, ведь он уделяет особое внимание развитию тонкой моторики рук. Учитель-логопед использует в своей работе самомассаж рук различными материалами, такими, как зубные щетки, мячи с шипами, массажер «Чудо-пальчик», шишки, желуди, каштаны, грецкие орехи, су-джок массажер, карандаши и ручки, скрепки, шнуровки.

Педагог дает устные и письменные рекомендации воспитателям по развитию мелкой моторики. В каждой группе учителем-логопедом оформлены папки, где можно найти материал по данной теме.

В своей работе учитель-логопед непосредственно применяет художественно-эстетическую деятельность. Он дает задания воспитанникам следующего характера: «Нарисуй предмет с заданным звуком», «Закрась предмет», «Создай картину» (на закрепление звука). При этом педагог предлагает детям использовать различные техники рисования: ниткографию, рисование пальчиками при помощи гуаши и пальчиковых красок, рисование при помощи пробок, пуговиц, морских камешков и ракушек, песка, крупы и цветных камешков марблс.

Огромна роль музыкального руководителя в плане развития художественно-творческих способностей дошкольников в музыкальной и театральной деятельности. Музыкальный руководитель совместно с воспитателями оформляет музыкально-театральные уголки в группах, проводит непосредственно образовательную деятельность по расписанию, индивидуальные занятия по развитию музыкальности, актерского мастерства, творческого самовыражения, фантазии, эмоций. Воспитатель, музыкальный руководитель, учитель-логопед проводят совместную работу по подготовке дошкольников к музыкально-театральной деятельности:

- использование логоритмических упражнений, развитие общей моторики;

- постановка звуков речи, работа над средствами выразительности речи.

Для этой цели учителем-логопедом были созданы дидактические пособия «Мимический диктант», «Театральные маски».

Педагоги дошкольного учреждения совместно с родителями создают различные видов театров: театр игрушек, театр картинок, пальчиковый, театр ложек, матрешек, бибабо, а также театр теней, трафаретный театр, создание костюмов и т.д.

  • проблемой на сегодня является однообразие сюжетов в детских рисунках, неумение отобразить на бумаге чувства, впечатления от увиденного, неразвитость воображения и фантазии. Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Без него невозможна никакая творческая деятельность. Развивать воображение - значит обеспечивать мощный творческий потенциал в будущем, ведь оно лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы дошкольников. Педагогом-психологом детского сада используются различные виды игр на развитие творческого воображения у дошкольников. Например, игра «На что похожи наши ладошки?», в ходе которой педагог предлагает детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и пофантазировать на тему «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Далее дети создают рисунки на основе обведенных ладошек. Также можно предложить игру «Неоконченный рисунок», в ходе которой детям даются листы с изображением недорисованных предметов и предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

Интересное упражнение «О чем рассказала музыка» также способствует развитию творческого воображения. При прослушивании классической музыки дети закрывают глаза и представляют, о чем рассказывает музыка, а затем зарисовывают свои представления.
В настоящее время многие психологи и др. специалисты отмечают увеличение количества дошкольников с гиперактивностью, гипервозбудимостью, повышенной тревожностью. Для устранения этих проблем старший воспитатель совместно с психологом включает в образовательный процесс метод арт-терапии. Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. На таких занятиях важны: установление контакта с ребенком, непринужденная атмосфера, эмпатия (умение сопереживать чувствам другого человека), эмоциональный контакт, интонация, а также невербальные средства общения (живая мимика, жесты, открытые позы). У ребенка должна быть уверенность в поддержке взрослого, что даст ему возможность сосредоточиться на своих переживаниях.

План проведения занятий лучше строить по следующей схеме. Каждое занятие делится на четыре этапа:

1) психологическое вхождение в занятие (прослушивание музыки, песен, пение);

2) познавательно-игровой этап, или знакомство с неизвестным, новым (игры, релаксация, сказкотерапия, фитотерапия, работа с наглядными пособиями;

3) практический этап, или работа с материалом (собственно рисование);

4) этап психологической разгрузки (игры, чтение стихов, обсуждение работ, выставки).

На занятиях по изотерапии могут применяться следующие типы заданий:

- предметно-тематические (рисование на заданную тему),

- образно-символические – изображение абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (рисование вкуса, запаха и т.д.),

- упражнения на развитие образного восприятия, воображения, игры и упражнения с изобразительным материалом (экспериментирование),

- задания на совместную деятельность.

Одним из методов арт-терапии является рисуночный метод марания, который дети использовали еще в доизобразительный период своей жизни, когда, впервые взяв в руки карандаш или краски, выполняли бессюжетные рисунки. При этом у малышей появлялся эмоциональный отклик на созданный им продукт творчества, они оставались довольны своей работой. Этот метод позволяет детям постарше вернуться в доизобразительный период творчества, почувствовать себя свободными от оценок и суждений, получить эмоциональную разрядку. Здесь нет критериев оценки рисунка, он принимается как должное, в результате чего уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения. После проведения арт-терапевтческой работы рисунки становятся более понятными, появляется сюжет, детали становятся более или менее пропорциональны друг другу.

Следующий метод нетрадиционного рисования – это рисование пальцами и предметами окружающего пространства (мелкими сыпучими материалами, сухими листьями, губкой, зубными щетками). Эта техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Релаксация с использованием музыки является одной из составляющих такой арт-терапевтической техники как медитативное рисование, в результате которого дети получают эмоционально-чувственный заряд при передаче своих слуховых, вкусовых и тактильных ощущений на бумаге. Для повышения чувствительности к внутренним ощущениям детям на глаза надеваются плотные повязки или маски. Затем предлагается прослушивание музыкального произведения, например, отрывка из интермедии Н. Римского-Корсакова «Полет шмеля». После чего дети, сняв повязки, зарисовывают свои ощущения и переживания.

Можно рисовать запахи и вкусы, ощущения (запах мыла, духов, вкус меда, орехов, ощущения от соприкосновения с шелком, деревянной поверхностью и т.д.).

Окончанием применения арт-терапевтической работы является повышение самооценки ребенка, изменение его отношения к окружающим в позитивную сторону, приобретение уверенности в себе, а также изменение качества его рисунков и развитие творческого воображения.

Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по развитию творческой личности, способной социализироваться в современной среде.

Литература:

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006
  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
  3. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017