Среда, 19.06.2019, 21:43

МБДОУ Выездновский детский сад №1

Меню сайта
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Портрет осени"

Конспект НОД «Портрет осени»

для старшей группы

Образовательная область «Художественное творчество»

 

 

                                                                            Воспитатель Усанова Е.С.

 

Цель: закрепить навыки рисования портрета и знания о жанрах изобразительного искусства.

Для достижения цели необходимо реализовать следующие задачи:

- образовательные: закрепить представление об основных жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт); расширить знания о портретном жанре, на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир  (характер, настроение); формировать умение различать чувства и настроение человека по выражению лица, по мимике и передавать эмоции на бумаге; показать детям приемы рисования портрета, используя нетрадиционную технику рисования;

- развивающие: развивать память, речь, мышление, эмоциональную отзывчивость на художественный образ; формировать умение анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарищей; активизировать словарный запас детей;

- воспитательные: воспитывать интерес к искусству, стремление доводить замысел до конца, культуру речевого общения.

 

Ход НОД

В гости к ребятам приходит львенок и стучится в дверь.

Львенок: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел?

Дети: К нам пришел львенок

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ним

Дети: Здравствуй, львенок!

Воспитатель: А как ты к нам попал?

Львенок: Я ехал в зоопарк и потерялся. На улице так холодно, я очень замерз. Можно у вас погреться?

Воспитатель: проходи, львенок, будешь нашим гостем.

Львенок: Ребята, вы знаете, в той стране, где я живу, всегда тепло. А почему у вас на улице так холодно?

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, почему на улице так холодно стало?

 Дети: На улице стало холодно, так как наступила осень.

Львенок: Осень? А что это такое?

Воспитатель: Ребята, львенок, оказывается, не знает, что такое осень,  давайте ему об этом расскажем, а ты, дорогой наш гость, садись и  внимательно послушай ребяток.

Воспитатель: Дети, что же такое осень?

Дети: Осень - это время года.

Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

Дети: Мы знаем времена года: осень, зима, лето, весна.

Воспитатель: Дети, давайте покажем эти времена года на репродукциях русских художников.

Дети показывают времена года на репродукциях.

Воспитатель: А кто быстрее всех считает? Какая по счету репродукция, на которой изображена осень?

Дети: Осень изображена на третьей репродукции.

Воспитатель: Все верно. А теперь, дети, вспомните «осенние» слова и назовите признаки осени.

Дети: Дует холодный ветер, птицы улетают в теплые края, лужи, дождь, грязь, хмурое небо, опадают листья – листопад.

Воспитатель: Ребята, а чтобы львенку было понятнее, давайте покажем  осень на репродукциях художников. Ребята, поднимите репродукции с изображением осени.

Дети поднимают репродукции.

Воспитатель:  Посмотрите, ребята, и ты, львенок, какое красивое время года – осень.

 Беседа «Жанры живописи»

Воспитатель: Дети, а какой жанр у этих картин?

Дети: Это жанр – пейзаж.

Воспитатель: Верно, а как вы это определили? Что изображается на пейзажах?

Дети: На пейзажах изображается природа.

Воспитатель:  Верно, молодцы. А какие ещё жанры живописи вы знаете?

Дети: Мы знаем жанры живописи – портрет и натюрморт.

Воспитатель:  Верно. Ребята, поднимите репродукции с изображением натюрморта.

Дети поднимают репродукции.

Воспитатель:  Что изображается на натюрморте?

Дети: На натюрморте изображаются окружающие нас вещи.

Воспитатель: Верно. Ребята, поднимите репродукции с изображением портрета.

Дети поднимают репродукции.

Воспитатель: А что изображается на портрете?

Дети: На портрете изображается человек.

Беседа «Настроение человека в искусстве»

Воспитатель:  Хорошо. А теперь, посмотрите внимательно на картину Карла Лемоха «Варька». К какому жанру относится эта картина?

Дети: Эта картина относится к жанру портрет.

Воспитатель:  Верно. Кто на ней изображен?

Дети: На картине изображена девочка.

Воспитатель: Ребята, а что делает девочка?

Дети: Девочка играет с куклой.

Воспитатель: Правильно. Дети, посмотрите внимательно на ее лицо. Какое у девочки настроение?

Дети: У девочки весёлое, радостное настроение.

Воспитатель: Верно. А как вы это поняли?

Дети: Девочка улыбается, у нее прищурены глаза.

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Дети, а теперь посмотрите на репродукцию  картины русского художника Ивана Крамского «Неизвестная». Кто на ней изображен?

Дети: На картине изображена девушка.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем определить ее настроение. Посмотрите на ее лицо. Какие эмоции мы здесь видим?

Дети: Мы видим на лице девушки грусть, потому что она не улыбается, и гордость, т. к. она подняла голову и  смотрит «свысока».

Воспитатель: Хорошо. А вот ещё одна картина. Ее написал художник Рембрандт ван Рейн. Эта картина называется «Портрет старика в красном». Посмотрите внимательно на лицо старика. Какие эмоции мы здесь видим?

Дети: На лице старика мы видим задумчивость, грусть.

Воспитатель: Верно, молодцы. А как вы это поняли?

Дети: Мы поняли, что старик о чем-то задумался, т.к. он смотрит куда-то вдаль, у него морщины на лбу. Он не улыбается, у него грустные глаза.

Воспитатель: Верно, молодцы. Ребята, оказывается, на портрете изображается на только лицо, но и то, что оно выражает – то есть эмоции, и мы с вами сразу можем догадаться, какое настроение у человека.

Воспитатель: А теперь, ребята, я хочу вам предложить вместе со львенком самим составить портрет. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда встаньте со своих стульчиков и подойдите ко мне. Давайте объединимся в 2 команды. Нужно будет составить портрет и отгадать, что это за герой.

Игра «Разрезанный портрет»

Воспитатель: Каких героев собрала первая команда?

Дети: Мы собрали Буратино и Мальвину.

Воспитатель: Хорошо. А каких героев собрала вторая команда?

Дети: Мы собрали Пьеро и Карабаса Барабаса.

Воспитатель: Дети, давайте определим, какие эмоции выражает каждое лицо. Какие эмоции мы видим у Буратино? Мальвины? Карабаса Барабаса? Пьеро?

Дети: У Буратино – веселье, радость, у Карабаса Барабаса – злость, у Мальвины – удивление, у Пьеро – грусть.

Воспитатель: Молодцы! Давайте сами изобразим эти эмоции. Покажите, какие вы злые? Удивленные? Грустные? Веселые?

Дети показывают различные эмоции.

Воспитатель: Дети, подумайте, какие эмоции у вас вызывает осень? Она вам нравится?

Дети высказывают свое мнение.

Воспитатель: Дети, а осень – это хорошо или плохо?

Дети: Осень – это хорошо, так как можно любоваться листопадом, собирать урожай, играть с сухими листьями. Но осень – это и плохо, так как часто идут дожди, нельзя гулять, кругом лужи и грязь, нужно долго собираться на прогулку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот видите, какие у вас разные мнения. Дети, а какая бывает осень?

Дети: Злая, добрая, задумчивая, шуршащая, грустная, веселая, хорошая.

Воспитатель: Вот сколько мы знаем об осени! Дети, а вы хотите ее нарисовать?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте нарисуем портреты осени и подарим их львенку, а он отвезет их своим друзьям из теплых стран, чтобы они тоже знали, как выглядит это время года. Ребята, пройдите на свои места. Дети, что мы должны изобразить на листе, чтобы получился портрет?

Дети: Мы должны нарисовать лицо, глаза, брови, нос, рот, уши и волосы.

Воспитатель: Хорошо. Вспомните, чего у человека по два.

Дети: Два уха, глаза, ноздри, ноги, руки, брови.

Воспитатель: А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка.  Шуточное стихотворение Мориса Карема.

Показ движений по тексту.

Для глаз рисую два кружка я,

Нос – это линия прямая,

Рот – полукруг, две завитушки –

И встали ушки на макушке.

Так получается лицо.

Овал побольше, как яйцо.

Вот пуговицы, словно точки,

А с двух сторон торчат крючочки, -

Нет, не крючочки, - две руки,

Они длинны и высоки,

Они раскрыли всем объятья,

Лишь ноги смог нарисовать я, -

Уже пошли, куда хотят!

Мой человечек очень рад,

Он круглый, пухлый, он хохочет,

Смешной, он в пляс пуститься хочет.

Воспитатель: А теперь, ребята, приступайте к работе. Мы с вами будем рисовать осень в образе человека – портрет по плечи.

Подумайте, какая у вас будет осень – добрая, злая, грустная, задумчивая и приступайте к работе.

Дети, соблюдайте правила композиции, чтобы сверху, снизу, справа и слева оставалось пространство.

Сначала рисуем лицо – овал или круг. Не забудьте нарисовать шею и плечи до конца листа. А теперь, дети, возьмите мел и затонируйте лицо – закрасьте его цветными мелками. Какого цвета мел вы будете использовать?

Дети: Мы будем использовать мел красного, розового и желтого цвета.

Воспитатель: Закрашивайте мягкой стороной мела. А теперь аккуратно сотрите лишнюю пыль ватным диском.

Теперь проводим вертикальную линию, еле нажимая на карандаш. Мы  делим лицо пополам, чтобы пропорционально нарисовать глаза. А теперь рисуем две горизонтальные линии, делим лицо на три равные части. Теперь рисуем глаза. Дети, глаза бывают разные, и  в зависимости от эмоций, они могут меняться: могут быть большие удивленные, грустные, опущенные вниз, узкие щелочки – смеющиеся глаза.

Далее мы рисуем брови. Не забывайте, что все черты лица должны выражать только одну эмоцию – если злые глаза – то и злые брови, если глаза удивленные, то и брови тоже.

Затем на вертикальной прямой линии нарисуйте нос. Нос в эмоциях не участвует, но он тоже бывает разный – картошкой, острый, большой, маленький.

Теперь под носом нарисуйте рот, опять же не забывая, какую эмоцию вы рисуете. Что мы ещё не нарисовали?

Дети: Уши и волосы.

Воспитатель: Верно. Уши тоже в эмоциях не участвуют, но тоже могут быть маленькими или большими. Теперь возьмите цветные мелки и нарисуйте волосы. Они могут быть кудрявые, прямые, длинные, короткие, с челкой или без. Волосы могут быть

разноцветные – мы же с вами рисуем осень.

Ребята, а теперь, чтобы наши рисунки стали ещё краше, давайте приклеим осени на голову сухие листики.

Аппликация «Венок из сухих листьев».

Воспитатель:  А теперь, дети, подойдите, пожалуйста, все ко мне, и ты, львенок, тоже. Положите свои рисунки на стол. Какой жанр живописи вы нарисовали?

Дети: Мы нарисовали портрет.

Воспитатель: Очень красивые рисунки у вас получились. Вика, ты какую осень изобразила?

Вика: Я изобразила осень злую.

Воспитатель: А у тебя, Артем, какая осень?

Артем: У меня осень веселая.

Воспитатель: А ты, львенок, какую осень нарисовал?

Львенок: Я нарисовал злую осень.

Воспитатель: Вот видите, какие разные эмоции вызывает у вас осень.

Ребята, а как вы думаете, помогли мы львенку разобраться в том, что такое осень?

Дети: Помогли.

Воспитатель: А ты, львенок, понял, что осень?

Львенок: Да, понял!

Воспитатель: Осень -  это не только холод и слякоть, но и красота листвы, и время сбора урожая.

Ребята, львенок вас благодарит и приготовил вам сладкий сюрприз. Ему у нас так понравилось, что он хочет с вами ещё поиграть.

Львенок угощает детей конфетами.