Вторник, 15.10.2019, 09:06

МБДОУ Выездновский детский сад №1

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Лес"

Комплексная ООД

для детей средней группы.

Тема: «Лес – уютный светлый дом, каждому есть место в нем».

Подготовила: воспитатель средней группы  Бибикова О.Г.
 
Цель: систематизировать и обогатить знания детей о лесе и его обитателях.

Развивающие задачи: развивать различные мыслительные способности детей: объяснять, сравнивать, делать выводы, через умение решать творческие, исследовательские задачи. Развивать умение видеть, слышать, чувствовать и решать противоречия. Развивать воображение, логическое мышление, сообразительность. Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас детей.

Воспитательные задачи: продолжить воспитывать любовь ко всему живому, бережное и заботливое отношение к природе; воспитывать потребность в общении с природой через исследовательскую и игровую деятельность.

Образовательные задачи: закрепить и обобщить полученные знания о лесе, деревьях, диких животных, грибах, птицах. Закрепить счёт. Формировать умение узнавать сколько лет дереву и как оно росло.

Ход ООД.

Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы хотите отправиться в путешествие в весенний лес?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Ну, тогда вперед!

Воспитатель:  Когда ты идешь по тропинке лесной,

                          Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

                          А вот «почему» меж деревьями мчится,

                          Летит по пятам за невиданной птицей.

                          «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

                          Вопрос за вопросом и так целый день.

                          Мы с вами, друзья, по тропинке пойдем,

                          Ответы искать под зеленым шатром.

Дети входят в зал под спокойную музыку («Голоса леса»).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Они, наверное, тоже хотят отправиться с нами в путешествие по лесу. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Добрый день, добрый час.

           Очень рады видеть Вас.

Воспитатель: Посмотрите, как красиво в лесу. Тут и там стоят березки и елочки, расцвели подснежники, прилетели и звонко щебечут птицы.

                          Лес очень любит пеших,

                          Для них совсем он свой.

                          Здесь где–то бродит леший

                          С седою бородой.

            Входит леший.

Воспитатель: Ой, дедушка, здравствуйте!

Леший: Здравствуйте, дети!

                         Домик мой в глуши лесной.

                         Лес я слушаю весной,

                         И деревья, и цветы.

                         Льется солнце с высоты.

                         Стукнул дятел по сосне,

                         Я кричу: «Лети ко мне,

                         Побеседуем вдвоем

                        В светлом домике моем».

                        Белка, голубь, дикий гусь –

                        Я со всеми подружусь,

                        Я гуляю без ружья,

                        Сторожу покой, друзья.

Леший: А зачем это вы в лес пожаловали?

Воспитатель: Хотим побольше узнать о лесе и секреты его разгадать.

Леший: Да, ребята, ходят все в лес по грибы, по ягоды, по орехи. А я вот предлагаю вам отправиться в лес по загадки.

            Леший загадывает загадки.

Леший: Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали!

             Вбегает Лесовушка, поет песню и приплясывает, не замечая детей:

                        Лесовушка, Лесовушка,

                        Кто, я сразу не поймешь.

                        На неведомых дорожках

                        Ты в лесу меня найдешь.

                        Охраняю лес густой

                        И друзья мои со мной:

                        Белки, ежики, еноты.

                        Им – особая забота.

Лесовушка: (увидев ребят) Ой, здравствуйте! А чем это вы тут занимаетесь?

Дети: Загадки отгадываем.

Лесовушка: А мои отгадаете?

             Загадывает загадки.

Лесовушка: Молодцы, ребята! А теперь давайте повторим правила поведения в лесу.

             Лесовушка показывает картинки, а дети по очереди называют правила.

Лесовушка: Да, ребята, лес необходимо беречь и охранять, чтобы не только мы, но и все люди могли им любоваться. Лес – это наш большой и настоящий друг, это дом для зверей и птиц.

                         Дерево, цветок и птица

                         Не всегда умеют защититься.

                         Если будут уничтожены они,

                         На планете мы останемся одни.

Воспитатель: Мне кажется, пришла пора узнать, что же за секреты хранит лес.

Леший: Ну что ж, раз вы такие любознательные и хотите узнать все секреты леса, я вас провожу. В лесу для меня все секреты открыты. И стоит только прислушаться и присмотреться, как вам откроется множество тайн.

Воспитатель: Дети, так что же такое лес?

Дети: Лес – это место, где растет много деревьев. Это дом для животных, птиц, насекомых. Там растут грибы, ягоды, орехи и лекарственные растения.

Воспитатель: Да, лес – это хорошо! А почему?

Дети: Лес дает человеку пищу (грибы, ягоды, орехи), здоровье (лекарственные растения), топливо (дровами топят печки), строительный материал (строят дома, делают мебель).

Воспитатель: А когда можно сказать, что лес – это плохо?

Дети: В темном хвойном лесу можно заблудиться, испугаться. В лесу на человека могут напасть хищные животные. В лесу также живут змеи. Самая ядовитая змея – веретеница. Ее укус может привести к гибели человека. В лесу много комаров и клещей. Укусы комаров могут вызвать у человека аллергию. А чтобы уберечься от клещей, нужно одевать в лес головные уборы, закрытую одежду, сапоги, так как клещи очень опасны для человека.

Воспитатель: Правильно, дети! Вот сколько опасностей подстерегает на с в лесу. Поэтому без взрослых в лес ходить нельзя. 

Да, ребята, лес – это и хорошо, и плохо. Как же быть: неужели нельзя ходить в лес?

Дети: В лес ходить можно, но нужно соблюдать правила безопасности в лесу.

Воспитатель: А что было бы, если не было леса?

Дети: Не было бы жизни на земле; не было бы чистого воздуха; не было бы растений, которые нас лечат; не было бы дома у диких животных, птиц, насекомых.

Воспитатель: В лесу растет много деревьев. Давайте назовем их.

Д.У. «Назови дерево».

Дети: Сосна; ель; пихта; береза и т.д.

Воспитатель: Каждое живое существо имеет свой возраст. Мы с вами определяем свой возраст по годам. Мне 40 лет, Артему - 4 года. Саша, а сколько тебе лет?

Саша: Мне 5 лет.

Воспитатель: У деревьев тоже есть свой возраст. Например, сосна может прожить 600 лет, ель – 400 лет, а береза – 100 лет. А хотелось бы вам научиться определять возраст деревьев и узнать историю их жизни в лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно. Чтобы определить, сколько лет дереву, нужно сосчитать число колец на спиле.

Воспитатель: (берет спил дерева) Давайте сосчитаем.

Воспитатель и дети считают.

Воспитатель: А чтобы узнать, как росло дерево, нужно рассмотреть кольца. Какие они? Если они ровные и широкие, значит, дерево росло быстро и ему не мешали другие деревья. А если кольца маленькие, сжатые или вытянутые, то дерево росло медленно, его теснили другие деревья, которые росли рядом.

Леший раздает спилы деревьев.

Воспитатель: А сейчас мы с вами определим, как росло ваше дерево и сколько ему лет. Положите спил на ладошку и внимательно рассмотрите, какие кольца: большие или маленькие, ровные или вытянутые. Затем сосчитайте кольца от середины спила до коры.

Исследовательская работа.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?

Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели  и бумаги.

Воспитатель: Все деревья, как и люди, могут болеть и даже погибают.  А от чего болеют деревья?

Дети: Поселились вредные насекомые, жуки – короеды.

Воспитатель: Как вы думаете, кто лечит деревья? Кого называют лесным доктором?

Дети: Дятел.

Воспитатель: Правильно. А от чего еще болеют деревья?

Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку.

Воспитатель: Как можно помочь дереву в его беде?

Дети: Надо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло.

Воспитатель: А какое животное является санитаром леса?

Дети: Волк.

Воспитатель: Чем полезен волк?

Дети: Он уничтожает больных и слабых животных и спасает других от болезней и голода.

Воспитатель: Какой вред он приносит людям?

Дети: Он нападает на овец и других домашних животных.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, от волка больше пользы или вреда?

Дети: От волка больше пользы. Он очищает лес от больных животных. А на домашний скот он нападает, когда сильно голоден.

Лесовушка: Молодцы, дети! Быстро справились с таким трудным заданием. Как вы заметили, я очень люблю танцевать. А вы любите танцевать?

Дети: Да.

Лесовушка: Тогда я вас приглашаю на веселый танец.

Физ. пауза (под музыку «Весенняя капель»).

После танца Лесовушка замечает сосновые ветки. Берет одну ветку в руку.

Лесовушка: Ой, кто-то веточки сломал.  Как жалко. Давайте их поднимем. А от какого они дерева?

Дети: От сосны.

Лесовушка: (нюхает) А какой удивительный запах! Давайте ребята возьмем по веточке и сделаем 4 вдоха. Вдохнем через нос, выдохнем через рот.

Ароматерапия (на восстановление дыхания).

Лесовушка: Чем пахнут сосновые веточки?

Дети: Хвоей, лесом, свежестью.

Муз.рук.: Ребята, закройте глаза и послушайте звуки. Скажите, на что они похожи? (муз.рук. с помощью воды воспроизводит звук - журчание ручья,  с помощью колокольчика и флейты – пение птиц, с помощью ксилофона – кукушка, с помощью рубеля – хрюканье кабана, с помощью погремушки – кряканье утки; постукивание деревянной палочкой о деревянную плошку – стук дятла; кларнет – вой волка).

Муз. рук.: Кирилл, на что похож этот звук? Покажи рукой, где ты его слышишь?

Муз.рук.: Ребята, вам хочется попробовать самостоятельно воспроизвести такие звуки?

Дети: Хотим.

Муз.рук.: Тогда возьмем в помощники звуки и голоса леса, и попробуем туда перенести звуки разных музыкальных инструментов. Кто хочет издавать звук ручья? Кабана? Утки? Дятла? Птиц?

Дети берут муз. инструменты. Звучит аудио запись: «Голоса и звуки леса». Дети озвучивают.

Лесовушка: Вижу, знаниями богаты, я уменьям вашим рада. А теперь я приглашаю поиграть в игру, ребята.

               Игра «Азбука леса» (со схемами).

Лесовушка: (читает фразу, а дети ее заканчивают с помощью показа схем)

              Береза, ель, сосна – это… (дети показывают схему).

              Комар, пчела, бабочка – это… (дети показывают схему).

              Одуванчик, подснежник, ландыш – это… (дети показывают схему).

              Подберезовик, бледная поганка, мухомор – это… (дети показывают схему).

Воспитатель: Правильно, дети! Это грибы. Но все ли эти грибы съедобные?

Дети: Нет, не все. Мухомор и бледная поганка – ядовитые грибы.

Воспитатель: Значит, грибы бывают ядовитые и съедобные. Ядовитые грибы – это плохо. Почему?

Дети: Ядовитыми грибами можно отравиться и даже умереть. Их нельзя класть в корзину с другими грибами, брать в руки.

Воспитатель: Но ядовитые грибы – это и хорошо. Почему?

Дети: Ими лечатся дикие животные. Для них – это корм и лекарство.

Воспитатель: Так, ядовитые грибы – это плохо или хорошо?

Дети: Для леса и животных – это хорошо, а человеку нужно знать эти грибы и не класть в корзину.

Воспитатель: Ну, что, Леший, убедился, что наши дети умеют разгадывать секреты леса?

Леший: Да, ребята, молодцы! Много лесных загадок отгадали. Но вот пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте собираться в путь. На прощанье я хочу оставить вам свой наказ:

                Давайте будем к тому стремиться,

                Чтобы нас любили и звери, и птицы.

                И доверяли повсюду нам,

                Как самым верным своим друзьям.

Лесовушка: Ой, подождите, подождите…

               Трудно вас мне удивить,

               Ладно, дети, так и быть,

               Рада я конфетами из леса

               Вас сегодня угостить.

               Подходите, не стесняйтесь,

               Угощайтесь, угощайтесь!

Воспитатель: Ну вот, и подошло к концу наше путешествие. Давайте скажем Лешему и Лесовушке «спасибо» пообещаем никогда не делать лесу больно.



Итог:

Воспитатель: Дети, расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Кого мы с вами встретили?

Дети: Лешего и Лесовушку.

Воспитатель: Что вам особенно запомнилось?

Дети: Отгадывать загадки, озвучивать голоса леса и т. д.

Воспитатель: А чтобы нам не забыть об этом чудесном путешествии, мы с вами в группе нарисуем картинки о лесе и его обитателях.