Вторник, 15.10.2019, 09:32

МБДОУ Выездновский детский сад №1

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Патриотическое воспитание

Бибикова О.Г.

воспитатель МБДОУ

Выездновский детский сад №1



ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.



         Сколько радости и больших надежд приходит к нам с появлением на свет нового человека! Кто из нас не мечтает о том, что жизнь наших детей и внуков будет счастливой, без бед и войн? Но человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, Отечеству. Последнее особенно важно, так как истинная цель человека заключается в служении Отечеству и преданности своей стране, своему народу.

         В наше время, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Понятие патриотизма  многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

          Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свою семью, свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Этот возраст  имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Все это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с детства.

          Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

          Как же объяснить маленькому человечку, что же такое – Родина? Как и за что её нужно любить? Чтобы дать достойные ответы на такие вопросы, педагогам и родителям нужно самим любить Родину, беречь ее, уметь видеть прекрасное, быть достойным гражданином своей страны. Их задача – на конкретных примерах формировать у детей чувство привязанности к своему дому, своим близким, к своей Родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

          Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чем больше человек знает о своих корнях, тем дороже ему родная земля и слаще воздух Отечества.

          И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с отчим домом. И каким бы ни был наш отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок. С детства знакомые места – это наша малая Родина, наш  родной край.

          Любить родной край – значит, и любить природу в нем. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда ребенок видит белоствольную березку и трепетные осинки, и понимает, что это наше родное.

          Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

          Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

   Тот же принцип – через малое к большому – следует сохранить и при воспитании у детей любви к своему городу, селу или поселку. Ребенок должен понять, что его город, село, поселок, улица – частица Родины. Внимание ребенка нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Хорошо, если дошкольник будет знать, какие заводы, фабрики, организации есть в его городе или поселке, узнает о лучших людях, которые трудом прославляют не только свой город, но и всю страну.

  Знакомя детей с родным городом, поселком, нужно обращать их внимание и на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть при этом, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические памятники, поклониться погибшим героям. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большое значение приобретает знакомство ребенка с народными промыслами края, народными умельцами. Мысль, что родной город, поселок дороги и интересны всем, пробуждает гордость за родной край.

         Также важным средством патриотического воспитания является приобщение ребенка к традициям народа. Неизменно живут в народе традиции: чтить память погибших воинов, отмечать праздники – День защитника Отечества, День города, День Победы. Приобщая ребенка к этим традициям, мы тем самым приобщаем его к жизни народа, всей страны.

       Вот так, через общественное и природное окружение дети полюбят родительский дом, свою улицу и деревню, свой поселок и город, полюбят соседей и окружающих жителей,  свою малую Родину и  распространят свою любовь на Родину большую, станут ее патриотами, достойными гражданами, готовыми защищать свое Отечество.  



Литература.

1.               Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др. – М.:



Просвещение, 2009. – 96 с.

2.               Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.

3.               Седов А.В. Глядя с откоса. – Нижний Новгород: Издательство «КНИГИ», 2009. – 384 с.