Меню сайта
Календарь
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Организация работы по изобразительной деятельности в детском садуПедагогический совет в форме деловой игры «Организация работы по изобразительной деятельности в детском саду» Старший воспитатель Усанова Е.С. Цель педагогического совета: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художественно-эстетическому воспитанию. Задачи: • установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей; • создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов; • стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор или интерактивная доска для презентации (для этой же цели может быть использован мольберт, доска с магнитами и иллюстрации или репродукции картин и портретов писателей), мультимедийная презентация «Назови картину и художника», легкий мяч, карточки с определением терминов изобразительного искусства, карточки с заданиями для капитанов, бумага и ручки для записи ответов на вопросы, флажки по количеству команд, фишки, канцелярские принадлежности, альбомные листы, акварельные краски, кисти, баночки с водой, цветные и простые карандаши, фломастеры, пастель, восковые мелки.
Правила деловой игры: Все участники делятся на 2 команды (правила принадлежности к той или иной команде и очередности ответов устанавливается жеребьевкой. Все участники выбирают снежинки синего, голубого или белого цвета, тем самым распределяясь по командам. Зимой можно использовать для этой цели разноцветные листья из бумаги, весной – кораблики, капельки, цветы и т.д.). За быстроту реакции и правильность ответа командам даются фишки. Все игроки по окончании основной части игры получают призы - канцелярские принадлежности.
Старший воспитатель приветствует участников педагогического совета, объявляет его название и цель, предлагает поиграть в деловую игру и объясняет её правила. Ход деловой игры:
Разминка «Чем я буду рисовать?» Назовите художественные материалы, используемые в ДОУ (с мячом). Фишка достанется тому, кто назовет последнее слово.
Первый конкурс "Художники и художественные произведения". Условия конкурса: дается краткое описание картины или некоторые важные события из биографии художника, педагоги должны назвать художника или определить название картины. Та команда, которая первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает фишку. Вопросы: 1. Какого русского художника называли "певцом русской природы"? (Ивана Ивановича Шишкина). 2. Один из лучших пейзажей какого художника называется "Золотая осень"? (Исаака Левитана). 3. Назовите автора картины. Это единственная его картина, где изображен человек. Ответ: Исаак Левитан ("Осенний день в Сокольниках"). 4. В 1642 году знаменитый голландский художник Рембрандт написал картину, название которой совпадает с названием российского фильма 2005 года. Как называется картина, написанная Рембрандтом? ("Ночной дозор"). 5. Одна из самых прославленных картин Лувра? ("Джоконда"). 6. Как называется известная картина Шишкина с медведями? ("Утро в сосновом лесу"). 7. Кто и кому пишет письмо на картине русского художника Ильи Репина? ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану"). 8. Взятие какого городка изобразил на знаменитой картине русский художник Василий Суриков? ("Взятие снежного городка"). 9. Как звали основателя знаменитой картинной галереи, которая находится в Москве? (Петр Михайлович Третьяков). 10. Назовите русского художника-морениста, автора картин: "Волна", "Черное море", и др. (Иван Константинович Айвазовский).
Второй конкурс "Термины изобразительного искусства". На столе лежат карточки с номерами. Капитаны команд подходят, берут карточку и определить, что это за термин изобразительного искусства. 1. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт). 2. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция). 3. Объект изображения (натура). 4. Изображение художником конкретного человека или группы людей (портрет). 5. Жанр живописи, изображающий природу (пейзаж)ю 6. Искусство строительства и украшения зданий (архитектура). 7. Рисунок с целью сбора материала для композиции (зарисовка). 8. Изображение художника самого себя (автопортрет). 9. Художник, изображающих животных (анималист). 10. Морской пейзаж (марина).
Третий конкурс «Мозговой штурм» Вопросы задаются одновременно двум командам. Та, что первой даст ответ, получает оценочную фишку. Вторая команда может дополнить ответ первой и также заработать фишку.
(Для занятий с детьми применяются четыре вида лепки: предметную; сюжетную; декоративную; комплексную).
(Конструктивный – простейший из них. Предмет лепится с отдельных частей. Например, птичка: сначала лепится туловище, головка, подставка, а дальше соединяются все части и придают фигурке характерных признаков. Конструктивным способом лепки дети пользуются в младшей группе детского садика. Этот способ применяется в дальнейшем во всех возрастных группах, но количество деталей увеличивается, а приёмы соединения частей усложняются. Пластический - способ более сложный. Эта лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста. В сборнике представлены образцы изготовления предметов этим способом, это уточка, свинка. Комбинированный - способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их. Кроме того, во время изготовления птиц, животных, людей пользуются приёмы рельефной лепки: небольшие кусочки глины или пластилина накладываются на основную форму, а потом стекой или пальцами примазываются. После чего изделию придают нужной формы, это: синица, снегирь, снегурочка, виноград и т.д.). 6. Какие виды аппликации можно использовать в детском саду? В чем их суть? (Наиболее распространенные виды аппликации: - предметная - для работы из необходимого материала вырезаются части предмета и приклеиваются на выбранную поверхность; - сюжетная - для формирования сюжета вырезают несколько деталей, которые формируют между собой цельный сюжет; - декоративная – изготавливается, как и предыдущие, служит для украшения рамок, фото, альбомов или открыток. - силуэтная (или вытынанка). Темные силуэты вырезались из плотной бумаги темного оттенка. Такие изображения стали настоящими произведениями искусства: получив большую популярность среди знати, они выполнялись из бумаги высокого качества и большой стоимости. Высокохудожественные произведения, темами которых были батальные, бытовые сюжеты, а также целые сценки, до сих пор оцениваются специалистами как работы высочайшей тонкости и вкуса. Самостоятельно сделать такую силуэтную аппликацию просто. Для этого требуется лист высокой плотности, на котором нарисован или распечатан рисунок с большим количеством элементов. При помощи маленьких ножниц или канцелярского ножа части бумаги вырезаются так, чтобы оставшийся материал формировал силуэт за счет соединения бумаги и прорезей).
Физкультминутка «Мы старались рисовать»
Все педагоги выполняют движения, повторяя за старшим воспитателем. Мы старались рисовать (руки в стороны), Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны). Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд), Рисовать опять начнём (встать, опустить руки).
Четвертый конкурс - конкурс капитанов «Я сам!».
Капитанам даются карточки с заданиями, которые нужно выполнить письменно. 1.Назовите основные приемы, применяемые детьми на занятиях лепкой. Примерный ответ:
2.Назовите виды нетрадиционных техник рисования в детском саду. Примерный ответ:
. Пятый конкурс «Методический».
Старший воспитатель задает вопросы: каковы задачи обучения рисованию дошкольников в группе раннего возраста (младшей, средней, старшей, подготовительной группе)? Обсуждение задач обучения рисованию в разных возрастных группах. Участники педагогического совета отвечают на вопросы, подняв руку или флажок, дополняют друг друга. Конкурс проводится в виде обсуждения. Фишки за него даются по усмотрению старшего воспитателя (если одна команда явно активнее другой). Материал для этого конкурса: Группа раннего возраста. Дети учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления (рисование ленточек, дорожек, карандашей, дождика). Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов. В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга, хотя они и рисуют мячи, шары. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу Цвет: Эта задача решается при рисовании красками. Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки - на синем фоне, желтые или красные огоньки - на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем. Младшая группа. Продолжаем работать над тем, как правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не сжимая сильно пальцы, добиваться свободного движения карандашом и кистью во время рисования. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. В первом квартале усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал, круг, прямоугольник) и аккуратной раскраске изображения. Одновременно с усложнением формы усложняется и использование цвета, который начинает выделяться как один из основных признаков предмета. Дети учатся использовать различные цвета в рисунке для изображения определенных предметов: красный - для флага, желтый - для солнца, зеленый - для елки, травки. Средняя группа. В средней группе дети продолжают осваивать изображение предметов круглой и прямоугольной форм, учатся изображать овальные и треугольные предметы. У дошкольников формируется умение передавать строение предметов. Дети продолжают осваивать цвет как средство выразительности. Так, в среднем дошкольном возрасте ставится задача обучения детей более расчлененному восприятию, умению обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая соотношение между ними (цвет, форму, величину, пространственное расположение частей). Педагог должен развивать у ребят умение сравнивать предметы, выделять общие признаки и группировать их по внешним свойствам, назначению. Очень важно доступно показать детям зависимость жизни растительного и животного мира от определенных условий внешней среды. Процесс обучения строится с ориентиром на постепенное повышение степени самостоятельности и активности детей при решении знакомых задач и стимулировании поисковой деятельности в решении относительно новой задачи. Постепенно детей подводят к совместному выявлению общего правила через серию занятий по изображению предметов одной формы, одного типа, к самостоятельному применению его в других конкретных случаях. В этой возрастной группе отчетливо проявляется своеобразный переход не только в замысле, но и в самом рисунке от предметного рисования к сюжетному. По ведущим задачам обучения это рисование предметное, а по результату - сюжетное. Например, «Рыбки в озере», «Жуки на травке».
Старшая группа. Обучение детей старшей группы рисованию направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. Учебными задачами являются следующие: научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей; научить передаче в рисунке несложных движений; развивать и совершенствовать чувство цвета; |