Вторник, 15.10.2019, 08:57

МБДОУ Выездновский детский сад №1

Меню сайта
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

худ.-эстетич.воспитание

Диканская С.Ю.

Старший воспитатель МБДОУ

Выездновский детский сад №1



СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ



«Воспитание – дело трудное,                                                                                                                                            
но свое бессилие, промахи    
не стоит выдавать за ненужность                                                                           
эстетического воспитания» .

                                                                       Вл. Соловьёв                                                                                               



    Современная теория художественно - эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная, структурированная система знаний, которая в своем историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества.

             

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.                                                                                      

Система художественно – эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника.                             

Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Возраст с рождения до семи лет – период приобщения ребёнка к изучению окружающего мира и период его начальной социализации. В дошкольном возрасте формируется самостоятельность мышления, развиваются любознательность и познавательный интерес детей.

Таким образом, большую актуальность приобретает воспитание у детей дошкольного возраста художественного вкуса, формирование творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.    



Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.

Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы - материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.                                                                                                                   

В основе концепции воспитательной системы  лежит одна из позиций самоценности   дошкольного периода жизни человека   (теория А. В.Запорожца).                               

Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

Доказаны  учения А.В.  Запорожца и Л.С. Выготского что:

Одна из основных целей педагогического коллектива – развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

1. Обновление содержания образования (выбор программ и технологий);           

2. Создание условий для эстетического воспитания (учебно-методическое и  материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды,  создание  гармоничного  дизайна территории и  помещений  детского сада);     

3. Организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

4. Координация работы с другими учреждениями и организациями.





Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всех педагогов   МБДОУ Выездновский детский  сад № 1:

 

Заведующего;

Музыкального руководителя;

Воспитателей ;

Старшего воспитателя;

Психолога;

Инструктора по физкультуре;

 

Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования.  Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.        

Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями  комплексной образовательной «Программы  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой в сочетании с :

Программы:

О.А. Соломенникова . «Радость творчества»

Методические пособия:

Т.С. Комарова . «Детское художественное творчество»

Т.С. Комарова . «Изобразительная деятельность в детском саду»

Парциальные:

О.П. Радынова . «Музыкальные шедевры»

Интегрированная программа:

         Цвет творчества. Интегрированная программа художественно- эстетического развития дошкольника от 2до 7 лет. Дубровская Н.В. Изд. «Детство- Пресс», 2011

Технологии:

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программы, конспекты. Швайко Г.С.

Э.П. Костина «Камертон»: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.

Каждая группа детского сада эстетически оформлена в определенном стиле, имеются театральные, изобразительные, музыкальные уголки, уголки чтения художественной литературы. Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, костюмерная с театральным реквизитом. Для занятий изобразительным творчеством имеются  мини- изостудии, в которой дети занимаются продуктивными видами деятельности, готовят выставки, проводят интересные творческие мероприятия. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:                                          

     - ООД;           

      - совместная деятельность педагогов и детей;

      - самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

групповые и подгрупповые занятия,

праздники,

развлечения,

тематические музыкальные вечера,

недели творчества,

дидактические игры,

выставки рисунков и поделок,

создание книг – самоделок и т.д.     

                      

В МБДОУ Выездновский детский  сад № 1 создается  и пополняется  учебно-методический комплект:

программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

перспективные планы по приоритетному направлению работы, кружковой и студийной работы, организации культурно - досуговой деятельности детей по всем группам;

конспекты занятий, сценарии досугов и праздников;

дидактические музыкальные игры и по изобразительной деятельности;

библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.



  Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

 

1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы.



Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями:

  

·        ФГБОУ ВПО       

·        Нижегородская митрополия

·        Православная гимназия

·        Музей природы с. Чернуха

·        Центр ремесел р.п. Выездное (филиал п. СХТ)

·        Центральная библиотека им А.Сахарова (филиал СХТ)

·        Дом культуры

·        МБОУ ООШ п. Сельхозтехника

·        Районная киносеть

·        Газета «Арзамасская  правда»

 

Воспитанники детского сада ежегодно принимают участие в районных, региональных, Всероссийских  конкурсах  детского творчества.

Художественно эстетическое воспитание дошкольников не только формирует художественно эстетическое отношение детей к искусству и действительности, но и параллельно вносит весомый вклад во всестороннее развитие ребёнка, способствует формированию нравственности человека, расширяя его познания об обществе, природе и мире в целом.